Статья: Юридические последствия оставления места ДТП
(Андреева О.П.)
(«Уголовное право», 2025, № 5) В случае, когда водитель на регулируемом пешеходном переходе совершил наезд на пешехода и скрылся с места происшествия, суд признал его виновным по статье 264 УК РФ. Решение суда апелляционной инстанции осталось в силе, несмотря на возражения защиты по применению статьи 125 УК РФ.
Статья: Судебный штраф в практике и статистике: актуальные тенденции
(Смирнова Н.М., Попов К.И.)
(«Уголовное право», 2025, № 11) В контексте дел, связанных с преступлениями против общественных институтов, Верховный Суд РФ указал на возможность применения штрафа. Однако в сфере транспортных преступлений это правило не всегда срабатывает. В решении по делу № 31-УДП23-6-К6 суд признал, что штраф не может быть альтернативой уголовной ответственности, основываясь на характеристиках личности обвиняемого и компенсации причиненного вреда.
Нормативные акты
«Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2023)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023) В поддержку исковых требований отмечено, что в результате ДТП с участием автомобиля, управляемого лицом Р., произошел наезд на пешехода Ш. на нерегулируемом пешеходном переходе. В результате действий Р. был причинен серьезный вред здоровью Ш. Уголовное дело против Р. было прекращено по согласию с потерпевшим Ш.
Распоряжение Росавтодора от 12.05.2015 N 853-р (ред. от 31.01.2017) «О публикации и использовании ОДМ 218.6.015-2015 «Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации» (включая «ОДМ 218.6.015-2015. Отраслевой дорожный методический документ.») Также при ДТП в населенных пунктах по возможности следует указывать, в зоне какой застройки или каких зданий произошло ДТП. При наезде на пешехода вне пешеходного перехода при его наличии в зоне видимости (включая наземные, подземные или надземные) его также следует обязательно указывать.
Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 528-ФЗ в часть 1 статьи 264 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2015 г.
1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, что привело к неосторожному причинению тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Информация об изменениях:
Часть 2 изменена с 28 июня 2019 г. — Федеральный закон от 17 июня 2019 г. N 146-ФЗ
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, что привело по неосторожности к тяжкому вреду здоровью человека, если оно:
а) совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения;
Информация об изменениях:
Пункт «б» изменен с 25 июля 2022 г. — Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 258-ФЗ
б) сопряжено с оставлением места его совершения;
Информация об изменениях:
Часть 2 дополнена пунктом «в» с 25 июля 2022 г. — Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 258-ФЗ
в) совершено лицом, не имеющим или лишенным права управления транспортными средствами, — наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 528-ФЗ в часть 3 статьи 264 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2015 г.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, что привело по неосторожности к смерти человека, — наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Информация об изменениях:
Часть 4 изменена с 28 июня 2019 г. — Федеральный закон от 17 июня 2019 г. N 146-ФЗ
4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, что привело по неосторожности к смерти человека, если оно:
а) совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения;
Изменения в законодательстве:
Пункт «б» был изменен с 25 июля 2022 года в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 258-ФЗ.
Теперь он связан с обязательством оставить место совершения деяния.
Нововведения в законодательстве:
С 25 июля 2022 года к Части 4 был добавлен пункт «в» согласно Федеральному закону от 14 июля 2022 года N 258-ФЗ.
Это касается совершения деяний лицом, не имеющим или лишенным права управления транспортными средствами, с наказанием в виде лишения свободы.
Обновления в законодательстве:
Согласно Федеральному закону от 31 декабря 2014 года N 528-ФЗ, с 1 июля 2015 года в Часть 5 статьи 264 были внесены изменения.
Теперь за неосторожные действия, приведшие к смерти двух или более лиц, предусмотрено принудительное трудовое или лишение свободы.
Изменения в законе:
Часть 6 была изменена с 28 июня 2019 года согласно Федеральному закону от 17 июня 2019 года N 146-ФЗ.
Это касается неосторожного совершения деяний, в результате которых произошла смерть двух или более лиц в состоянии опьянения.
Последние изменения в законодательстве:
Пункт «б» был пересмотрен с 25 июля 2022 года в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 258-ФЗ.
Теперь он связан с обязательством оставить место совершения деяния.
Новые изменения в законодательстве:
С 25 июля 2022 года к Части 6 был добавлен пункт «в» согласно Федеральному закону от 14 июля 2022 года N 258-ФЗ.
Это касается совершения деяний лицом, не имеющим или лишенным права управления транспортными средствами, с наказанием в виде лишения свободы.
Примечание: Положение перестало действовать с 1 июля 2015 года.
Последние обновления в законодательстве:
Пункт 1 был изменен с 25 июля 2022 года в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 258-ФЗ.
Примечание: Под «другими механическими транспортными средствами» в этой статье и статьях 264.1 и 264.3 понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми предоставляется специальное право в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении безопасности дорожного движения.
Изменения в законе:
Пункт 2 был изменен с 28 июня 2019 года согласно Федеральному закону от 17 июня 2019 года N 146-ФЗ.
Это касается определения лица, находящегося в состоянии опьянения, в контексте статьи и статей 263 и 264.1 настоящего Кодекса.
Нарушение правил транспортной безопасности | Статья 264.1. >> Управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, находящимся под административным наказанием или имеющим судимость |
Содержание Уголовный кодекс (УК РФ) |
Комментарий прокурора — Прокуратура Свердловской области
В соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае дорожно-транспортного происшествия водитель или владелец транспортного средства несут обязанность возместить вред, причиненный третьим лицам. Исключения включают случаи, когда транспортное средство было похищено или когда вред произошел по непреодолимой силе или умысльному действию потерпевшего. Например, если пешеход пострадал от столкновения с автомобилем, водитель должен будет возместить расходы на лечение пешехода, превышающие страховую выплату, даже если водитель строго соблюдал все Правила дорожного движения.
Глава 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) устанавливает ответственность за нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации.
Особое внимание следует уделить статье 12.24 КоАП РФ, согласно которой нарушение Правил дорожного движения или эксплуатационных норм, приведшее к легкому или средней тяжести повреждению здоровья, может повлечь лишение права управления транспортными средствами на срок до двух лет.
Легкое повреждение здоровья подразумевает временное расстройство здоровья или незначительную утрату общей трудоспособности, а средняя тяжесть включает в себя длительное расстройство здоровья, не угрожающее жизни, или значительную утрату трудоспособности менее чем на треть.
В случае неосторожного повреждения здоровья или смерти человека в результате нарушения Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, действия виновного могут быть квалифицированы по статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Размер наказания по данной статье зависит, в том числе, от наличия алкогольного, наркотического или иного опьянения в момент совершения преступления и может составлять до 9 лет лишения свободы (ранее максимальное наказание составляло 7 лет).
Наиболее распространенными видами дорожно-транспортных происшествий являются столкновения и наезды на пешеходов.
Пешеходы являются полноправными участниками дорожного движения наравне с водителями. Поэтому предотвращение и уменьшение ДТП возможны только при соблюдении Правил дорожного движения всеми участниками.
При оценке наличия состава преступления в действиях водителя, допустившего наезд на пешехода, необходимо учитывать, что уголовная ответственность возникает только при нарушении им тех Правил дорожного движения, которые имеют прямую причинную связь с последствиями.
Например, отсутствие водительского удостоверения или документов на транспортное средство не является прямой причиной возникновения последствий.
Водитель не несет уголовной ответственности, если вред был вызван неправильными действиями потерпевшего, а не нарушением им Правил дорожного движения.
Для определения виновности водителя в ходе предварительного расследования назначаются сложные автотехнические и судебно-медицинские экспертизы. Основной целью проведения автотехнической судебной экспертизы является выяснение наличия возможности у водителя предотвратить наезд на пешехода с использованием экстренного торможения.
Водитель несет уголовную ответственность в случае, если он мог остановиться перед линией движения пешехода, когда возникла опасность для движения, но не сделал этого, в результате чего пешеход получил тяжкий вред здоровью или погиб. Такое поведение водителя является нарушением п. 10.1 Правил дорожного движения.
Также водитель, сбивший пешехода и покинувший место ДТП, может быть привлечен к ответственности по статье 125 УК РФ за преднамеренное оставление потерпевшего без помощи в состоянии, угрожающем его жизни.
Статья 264 УК РФ не распространяется на двухколесные и трехколесные транспортные средства, такие как мопеды (мотороллеры, скутеры), которые имеют рабочий объем двигателя менее 50 см³ и максимальную скорость до 50 км/ч. Водители таких транспортных средств, а также водители гужевых повозок, несут ответственность согласно статье 268 УК РФ.
Родители, переходящие проезжую часть с детьми в неположенном месте и причинившие вред ребенку, также подлежат ответственности по этой же статье.
В 2015 году в Уголовный кодекс РФ была внесена статья 264.1, введшая уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, которое ранее было административно наказано за управление транспортным средством в состоянии опьянения или отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Эта статья предусматривает штраф от 200 000 до 300 000 рублей или лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права управления транспортным средством на срок до 3 лет.
Таким образом, в настоящее время законодательство стремится к ужесточению наказаний за нарушения в области безопасности на дорогах. Знание этих норм помогает сформировать уважительное отношение к правилам и высокий уровень правосознания в обществе.
Какие наказания могут быть за наезд на пешехода?
В России нет отдельной статьи о наезде на пешехода. Чтобы узнать, какие наказания могут быть назначены водителю, необходимо обратиться к различным статьям Гражданского кодекса, Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ, в зависимости от тяжести последствий для пострадавшего. Рассмотрим конкретные примеры, чтобы понять, какие могут быть наказания и насколько они могут быть строгими.
Если произошло ДТП с летальным исходом для пешехода, и в суде установлено, что это было намеренное действие водителя, то он будет судиться по статье 105 УК РФ, а событие квалифицируется как убийство. В этом случае ему грозит до 15 лет лишения свободы, если нет отягчающих обстоятельств, или до 20 лет, если таковые имели место быть.
Если вы столкнулись с ситуацией, когда вы случайно или умышленно сбили человека, вам необходим опытный адвокат, который поможет смягчить наказание и защитить ваши права в суде. Обратитесь к специалистам R.TIGER.
Есть вопросы? Юристы готовы помочь. Нажмите, чтобы найти лучших юристов.
Доверьте задачу профессионалам. Юристы выполнат ваш заказ по указанной вами цене. Вам не нужно изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самостоятельно.
Причины и последствия
Эта ситуация весьма распространена. Обычно виновен либо пешеход, либо гражданин, который случайно или по неосторожности попал под колеса. Если виноват водитель, ему грозит ответственность по статьям 12.24 КоАП РФ, а также по статьям 105, 109, 264 УК РФ:
- Нарушение, которое привело к легкому вреду здоровью, влечет за собой административный штраф от 2500 до 5000 рублей или лишение прав от 1 года до 1.5 лет.
- Нарушение, приведшее к средней степени тяжести вреда здоровью, влечет за собой административный штраф от 10000 до 25000 рублей или лишение прав от 1.5 до 2 лет.
- Нарушение, приведшее к смерти человека, влечет уголовную ответственность по статье 264 УК РФ, учитывая обстоятельства дела.
Если виновность отсутствует, то в ряде случаев ответственности не будет. Однако такую позицию необходимо будет доказать. Иногда возможны ситуации, когда «пешеход сам прыгнул под колеса» — в 3 случаях из 100 это может произойти. В нашей практике был случай, когда мужчина страдал энурезом и его переживаниями, что он умышленно бросился под машину, свидетельствовала его старушка-жена. Это позволило водителю избежать ответственности, однако такая защита возможна только при наличии доказательств.
При правильной квалификации содеянного и действиях на месте ДТП и в последующем сотрудничестве с следствием, помощи пострадавшему или его близким, можно достичь снижения наказания. Однако лучше всего в этом помогут юристы или адвокаты.
Но если речь идет о наезде на мотоциклиста, то ситуация куда серьезнее. Обычно мотоциклисты серьезно пострадают, и виновному водителю может грозить уголовная ответственность, даже если его действия не были умышленными. В этом случае вам точно понадобится помощь специалиста.
Если вы сбили человека и сами пострадали.
Если вы были госпитализированы с места ДТП, то вашим родственникам уже сегодня необходимо заключить договор с адвокатом по ДТП (до первой встречи с следователем). Адвокат поможет подготовить и разъяснить вашу правовую позицию, возможные последствия и способы избежания наказания. Затем он будет защищать вас на всех этапах, включая судебное разбирательство.
Если произошел летальный наезд на пешехода
При летальном исходе гражданина, уголовная ответственность может быть применена по статьям 105 или 109 УК РФ.
Мера ответственности также зависит от обстоятельств дела, поведения водителя и других факторов. Одинаковые обстоятельства могут привести к различным видам наказания.
Запишитесь на консультацию, обратившись к нам за необходимой помощью!
Автор текста: Генералова Н.Б.
Директор-генерал, управляющий партнер
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Юридические последствия оставления места ДТП
(Андреева О.П.)
(«Уголовное право», 2025, № 5) В случае, когда водитель на регулируемом пешеходном переходе совершил наезд на пешехода и скрылся с места происшествия, суд признал его виновным по статье 264 УК РФ. Решение суда апелляционной инстанции осталось в силе, несмотря на возражения защиты по применению статьи 125 УК РФ.
Статья: Судебный штраф в практике и статистике: актуальные тенденции
(Смирнова Н.М., Попов К.И.)
(«Уголовное право», 2025, № 11) В контексте дел, связанных с преступлениями против общественных институтов, Верховный Суд РФ указал на возможность применения штрафа. Однако в сфере транспортных преступлений это правило не всегда срабатывает. В решении по делу № 31-УДП23-6-К6 суд признал, что штраф не может быть альтернативой уголовной ответственности, основываясь на характеристиках личности обвиняемого и компенсации причиненного вреда.
Нормативные акты
«Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2023)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023) В поддержку исковых требований отмечено, что в результате ДТП с участием автомобиля, управляемого лицом Р., произошел наезд на пешехода Ш. на нерегулируемом пешеходном переходе. В результате действий Р. был причинен серьезный вред здоровью Ш. Уголовное дело против Р. было прекращено по согласию с потерпевшим Ш.
Распоряжение Росавтодора от 12.05.2015 N 853-р (ред. от 31.01.2017) «О публикации и использовании ОДМ 218.6.015-2015 «Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации» (включая «ОДМ 218.6.015-2015. Отраслевой дорожный методический документ.») Также при ДТП в населенных пунктах по возможности следует указывать, в зоне какой застройки или каких зданий произошло ДТП. При наезде на пешехода вне пешеходного перехода при его наличии в зоне видимости (включая наземные, подземные или надземные) его также следует обязательно указывать.
Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 528-ФЗ в часть 1 статьи 264 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2015 г.
1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, что привело к неосторожному причинению тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Информация об изменениях:
Часть 2 изменена с 28 июня 2019 г. — Федеральный закон от 17 июня 2019 г. N 146-ФЗ
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, что привело по неосторожности к тяжкому вреду здоровью человека, если оно:
а) совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения;
Информация об изменениях:
Пункт «б» изменен с 25 июля 2022 г. — Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 258-ФЗ
б) сопряжено с оставлением места его совершения;
Информация об изменениях:
Часть 2 дополнена пунктом «в» с 25 июля 2022 г. — Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 258-ФЗ
в) совершено лицом, не имеющим или лишенным права управления транспортными средствами, — наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 528-ФЗ в часть 3 статьи 264 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2015 г.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, что привело по неосторожности к смерти человека, — наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Информация об изменениях:
Часть 4 изменена с 28 июня 2019 г. — Федеральный закон от 17 июня 2019 г. N 146-ФЗ
4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, что привело по неосторожности к смерти человека, если оно:
а) совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения;
Изменения в законодательстве:
Пункт «б» был изменен с 25 июля 2022 года в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 258-ФЗ.
Теперь он связан с обязательством оставить место совершения деяния.
Нововведения в законодательстве:
С 25 июля 2022 года к Части 4 был добавлен пункт «в» согласно Федеральному закону от 14 июля 2022 года N 258-ФЗ.
Это касается совершения деяний лицом, не имеющим или лишенным права управления транспортными средствами, с наказанием в виде лишения свободы.
Обновления в законодательстве:
Согласно Федеральному закону от 31 декабря 2014 года N 528-ФЗ, с 1 июля 2015 года в Часть 5 статьи 264 были внесены изменения.
Теперь за неосторожные действия, приведшие к смерти двух или более лиц, предусмотрено принудительное трудовое или лишение свободы.
Изменения в законе:
Часть 6 была изменена с 28 июня 2019 года согласно Федеральному закону от 17 июня 2019 года N 146-ФЗ.
Это касается неосторожного совершения деяний, в результате которых произошла смерть двух или более лиц в состоянии опьянения.
Последние изменения в законодательстве:
Пункт «б» был пересмотрен с 25 июля 2022 года в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 258-ФЗ.
Теперь он связан с обязательством оставить место совершения деяния.
Новые изменения в законодательстве:
С 25 июля 2022 года к Части 6 был добавлен пункт «в» согласно Федеральному закону от 14 июля 2022 года N 258-ФЗ.
Это касается совершения деяний лицом, не имеющим или лишенным права управления транспортными средствами, с наказанием в виде лишения свободы.
Примечание: Положение перестало действовать с 1 июля 2015 года.
Последние обновления в законодательстве:
Пункт 1 был изменен с 25 июля 2022 года в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 258-ФЗ.
Примечание: Под «другими механическими транспортными средствами» в этой статье и статьях 264.1 и 264.3 понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми предоставляется специальное право в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении безопасности дорожного движения.
Изменения в законе:
Пункт 2 был изменен с 28 июня 2019 года согласно Федеральному закону от 17 июня 2019 года N 146-ФЗ.
Это касается определения лица, находящегося в состоянии опьянения, в контексте статьи и статей 263 и 264.1 настоящего Кодекса.
Нарушение правил транспортной безопасности | Статья 264.1. >> Управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, находящимся под административным наказанием или имеющим судимость |
Содержание Уголовный кодекс (УК РФ) |
Комментарий прокурора — Прокуратура Свердловской области
В соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае дорожно-транспортного происшествия водитель или владелец транспортного средства несут обязанность возместить вред, причиненный третьим лицам. Исключения включают случаи, когда транспортное средство было похищено или когда вред произошел по непреодолимой силе или умысльному действию потерпевшего. Например, если пешеход пострадал от столкновения с автомобилем, водитель должен будет возместить расходы на лечение пешехода, превышающие страховую выплату, даже если водитель строго соблюдал все Правила дорожного движения.
Глава 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) устанавливает ответственность за нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации.
Особое внимание следует уделить статье 12.24 КоАП РФ, согласно которой нарушение Правил дорожного движения или эксплуатационных норм, приведшее к легкому или средней тяжести повреждению здоровья, может повлечь лишение права управления транспортными средствами на срок до двух лет.
Легкое повреждение здоровья подразумевает временное расстройство здоровья или незначительную утрату общей трудоспособности, а средняя тяжесть включает в себя длительное расстройство здоровья, не угрожающее жизни, или значительную утрату трудоспособности менее чем на треть.
В случае неосторожного повреждения здоровья или смерти человека в результате нарушения Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, действия виновного могут быть квалифицированы по статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Размер наказания по данной статье зависит, в том числе, от наличия алкогольного, наркотического или иного опьянения в момент совершения преступления и может составлять до 9 лет лишения свободы (ранее максимальное наказание составляло 7 лет).
Наиболее распространенными видами дорожно-транспортных происшествий являются столкновения и наезды на пешеходов.
Пешеходы являются полноправными участниками дорожного движения наравне с водителями. Поэтому предотвращение и уменьшение ДТП возможны только при соблюдении Правил дорожного движения всеми участниками.
При оценке наличия состава преступления в действиях водителя, допустившего наезд на пешехода, необходимо учитывать, что уголовная ответственность возникает только при нарушении им тех Правил дорожного движения, которые имеют прямую причинную связь с последствиями.
Например, отсутствие водительского удостоверения или документов на транспортное средство не является прямой причиной возникновения последствий.
Водитель не несет уголовной ответственности, если вред был вызван неправильными действиями потерпевшего, а не нарушением им Правил дорожного движения.
Для определения виновности водителя в ходе предварительного расследования назначаются сложные автотехнические и судебно-медицинские экспертизы. Основной целью проведения автотехнической судебной экспертизы является выяснение наличия возможности у водителя предотвратить наезд на пешехода с использованием экстренного торможения.
Водитель несет уголовную ответственность в случае, если он мог остановиться перед линией движения пешехода, когда возникла опасность для движения, но не сделал этого, в результате чего пешеход получил тяжкий вред здоровью или погиб. Такое поведение водителя является нарушением п. 10.1 Правил дорожного движения.
Также водитель, сбивший пешехода и покинувший место ДТП, может быть привлечен к ответственности по статье 125 УК РФ за преднамеренное оставление потерпевшего без помощи в состоянии, угрожающем его жизни.
Статья 264 УК РФ не распространяется на двухколесные и трехколесные транспортные средства, такие как мопеды (мотороллеры, скутеры), которые имеют рабочий объем двигателя менее 50 см³ и максимальную скорость до 50 км/ч. Водители таких транспортных средств, а также водители гужевых повозок, несут ответственность согласно статье 268 УК РФ.
Родители, переходящие проезжую часть с детьми в неположенном месте и причинившие вред ребенку, также подлежат ответственности по этой же статье.
В 2015 году в Уголовный кодекс РФ была внесена статья 264.1, введшая уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, которое ранее было административно наказано за управление транспортным средством в состоянии опьянения или отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Эта статья предусматривает штраф от 200 000 до 300 000 рублей или лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права управления транспортным средством на срок до 3 лет.
Таким образом, в настоящее время законодательство стремится к ужесточению наказаний за нарушения в области безопасности на дорогах. Знание этих норм помогает сформировать уважительное отношение к правилам и высокий уровень правосознания в обществе.
Какие наказания могут быть за наезд на пешехода?
В России нет отдельной статьи о наезде на пешехода. Чтобы узнать, какие наказания могут быть назначены водителю, необходимо обратиться к различным статьям Гражданского кодекса, Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ, в зависимости от тяжести последствий для пострадавшего. Рассмотрим конкретные примеры, чтобы понять, какие могут быть наказания и насколько они могут быть строгими.
Если произошло ДТП с летальным исходом для пешехода, и в суде установлено, что это было намеренное действие водителя, то он будет судиться по статье 105 УК РФ, а событие квалифицируется как убийство. В этом случае ему грозит до 15 лет лишения свободы, если нет отягчающих обстоятельств, или до 20 лет, если таковые имели место быть.
Если вы столкнулись с ситуацией, когда вы случайно или умышленно сбили человека, вам необходим опытный адвокат, который поможет смягчить наказание и защитить ваши права в суде. Обратитесь к специалистам R.TIGER.
Есть вопросы? Юристы готовы помочь. Нажмите, чтобы найти лучших юристов.
Доверьте задачу профессионалам. Юристы выполнат ваш заказ по указанной вами цене. Вам не нужно изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самостоятельно.
Причины и последствия
Эта ситуация весьма распространена. Обычно виновен либо пешеход, либо гражданин, который случайно или по неосторожности попал под колеса. Если виноват водитель, ему грозит ответственность по статьям 12.24 КоАП РФ, а также по статьям 105, 109, 264 УК РФ:
- Нарушение, которое привело к легкому вреду здоровью, влечет за собой административный штраф от 2500 до 5000 рублей или лишение прав от 1 года до 1.5 лет.
- Нарушение, приведшее к средней степени тяжести вреда здоровью, влечет за собой административный штраф от 10000 до 25000 рублей или лишение прав от 1.5 до 2 лет.
- Нарушение, приведшее к смерти человека, влечет уголовную ответственность по статье 264 УК РФ, учитывая обстоятельства дела.
Если виновность отсутствует, то в ряде случаев ответственности не будет. Однако такую позицию необходимо будет доказать. Иногда возможны ситуации, когда «пешеход сам прыгнул под колеса» — в 3 случаях из 100 это может произойти. В нашей практике был случай, когда мужчина страдал энурезом и его переживаниями, что он умышленно бросился под машину, свидетельствовала его старушка-жена. Это позволило водителю избежать ответственности, однако такая защита возможна только при наличии доказательств.
При правильной квалификации содеянного и действиях на месте ДТП и в последующем сотрудничестве с следствием, помощи пострадавшему или его близким, можно достичь снижения наказания. Однако лучше всего в этом помогут юристы или адвокаты.
Но если речь идет о наезде на мотоциклиста, то ситуация куда серьезнее. Обычно мотоциклисты серьезно пострадают, и виновному водителю может грозить уголовная ответственность, даже если его действия не были умышленными. В этом случае вам точно понадобится помощь специалиста.
Если вы сбили человека и сами пострадали.
Если вы были госпитализированы с места ДТП, то вашим родственникам уже сегодня необходимо заключить договор с адвокатом по ДТП (до первой встречи с следователем). Адвокат поможет подготовить и разъяснить вашу правовую позицию, возможные последствия и способы избежания наказания. Затем он будет защищать вас на всех этапах, включая судебное разбирательство.
Если произошел летальный наезд на пешехода
При летальном исходе гражданина, уголовная ответственность может быть применена по статьям 105 или 109 УК РФ.
Мера ответственности также зависит от обстоятельств дела, поведения водителя и других факторов. Одинаковые обстоятельства могут привести к различным видам наказания.
Запишитесь на консультацию, обратившись к нам за необходимой помощью!
Автор текста: Генералова Н.Б.
Директор-генерал, управляющий партнер