Как проходит инициатива до становления законом
Законодательный процесс представляет собой последовательность процедур и действий, направленных на формирование законодательных актов, которые имеют юридическую силу в нашей стране.
Основные этапы процесса включают:
- Законодательная инициатива. Возможность внесения законопроекта предоставляется Президенту, Правительству, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, а также Конституционному и Высшему арбитражному судам.
- Рассмотрение в Государственной Думе. Закон проходит три чтения: в первом анализируются основные положения, во втором вносятся детализированные корректировки, в третьем окончательно утверждается или отклоняется без возможности внесения изменений.
- Утверждение в Совете Федерации. После принятия Государственной Думой закон передается в Совет Федерации для окончательного утверждения. Некоторые законы могут быть приняты без обсуждения.
- Подписание Президентом и официальное опубликование. После утверждения в Совете Федерации закон подписывается Президентом и публикуется, становясь действующим правовым актом.
Законодательный процесс в России сложен и многоступенчат. Он направлен на обеспечение качественного регулирования важных аспектов жизни общества и государства, исключая возможность принятия необдуманных или противоречащих друг другу законодательных актов.
Этапы законодательного процесса
Процесс формирования законов в России проходит через следующие стадии:
- Законодательная инициатива, которая дает возможность различным органам и лицам вносить законопроекты.
- Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, включающее три чтения с постепенным уточнением и утверждением текста закона.
- Утверждение закона в Совете Федерации, где закон может быть одобрен или отклонен в зависимости от решения членов Совета.
- Подписание Президентом и публикация, что официально делает закон действующим.
- Принятие законов Государственной Думой. Все предлагаемые законы принимаются и приобретают юридическую силу после голосования большинством членов Государственной Думы. Особенностью является то, что федеральные конституционные законы считаются принятыми при двух третях голосов. После принятия законы направляются в Совет Федерации в течение 5 дней.
- Утверждение законов. Обычно законы утверждает Совет Федерации. Предложенные федеральные законы принимаются, если за них проголосовала большинство членов Совета Федерации. Однако федеральные конституционные законы требуют более 3/4 голосов. Все законы, представленные в Совет Федерации, должны быть приняты или отклонены в течение 2 недель.
- Подписание законов Президентом Российской Федерации. Принятые и утвержденные законы сразу передаются Президенту страны. Важно отметить, что Президент обязан подписать или отклонить закон в течение 2 недель. Если закон отклонен, он возвращается в Государственную Думу для повторного рассмотрения. В случае поддержки закона более 2/3 членами Государственной Думы и Совета Федерации в первоначальной редакции, Президент обязан его подписать в течение недели.
- Публикация и вступление в силу. Закон, подписанный Президентом, должен быть опубликован в течение недели и приобретает юридическую силу через 10 дней после официальной публикации в специальных сборниках и газетах.
Важно отметить, что верховенство права проявляется в момент вступления закона в силу и прекращается, когда закон утрачивает свою юридическую силу. Иногда закон заменяется более удобным и правильным. Также возможна ситуация, когда закон просто истекает по времени. Это означает, что применяется закон, действовавший на момент совершения правонарушения.
Законы, принятые в стране, имеют силу только на её территории. Нормы поведения за границей обычно регулируются соответствующими правовыми актами.
Как проходит инициатива до становления законом
Кто имеет право вносить законопроекты в Государственную Думу? Сколько этапов проходит законопроект, и в чем их отличие? К
После того как законопроект был внесен в Государственную Думу, начинается процесс его рассмотрения и принятия.
Первоначально законопроект и все сопутствующие материалы направляются на рассмотрение Председателю ГД. После регистрации в Управлении документационного обеспечения Аппарата ГД ему присваивается регистрационный номер, который сопровождает его на всем пути через Государственную Думу.
Также в Системе обеспечения законодательной деятельности (СОЗД) создается электронная регистрационная карта, фиксирующая все этапы прохождения законопроекта: от его поступления до окончательного решения.
Следующий этап — направление документов в профильный комитет Государственной Думы, который проверяет их на соответствие законодательным требованиям. Затем законопроект передается в Совет Государственной Думы, где определяются ответственные комитеты и он включается в программу работы Думы.
Далее законопроект передается в ответственный комитет, где проводится основная работа по его анализу и усовершенствованию. Этот процесс может включать привлечение экспертов, общественные слушания и другие формы обсуждения.
После того как комитет представит свои рекомендации, законопроект направляется на пленарное заседание для трех чтений.
Первое чтение оценивает общую концепцию и соответствие законопроекта Конституции. Затем следует второе чтение, на котором подробно обсуждаются все статьи и возможные поправки. В заключительном третьем чтении документ принимается в окончательной редакции.
- таблица поправок, которые рекомендуется принять и включить в текст законопроекта;
- таблица поправок, которые рекомендуется отклонить;
- сводка поправок, для которых не было принято решений.
Принятый во втором чтении документ отправляется в соответствующий комитет для устранения возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта. После этого проект вместе с заключением Правового управления Аппарата Государственной Думы представляется ответственному комитету в Совет Государственной Думы. Он включается в проект порядка работы Государственной Думы для рассмотрения в третьем чтении.
В масс-медиа второе чтение часто называют основным — ведь именно в этот момент законопроект приобретает свой окончательный вид и обсуждается на пленарном заседании наиболее подробно.
В третьем чтении законопроект принимается в целом — допустимы только редакционные уточнения. Рассмотрение законопроекта в третьем чтении начинается с доклада представителя ответственного комитета. Перед голосованием могут выступать представители фракций.
По требованию фракций председатель обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения в исключительных случаях.
Одобренные Государственной Думой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими резолюциями, стенограммами пленарных заседаний, заключениями Правительства и другими необходимыми материалами оформляются ответственным комитетом вместе с Аппаратом Государственной Думы и в течение пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.
Рассмотрение в Совете Федерации
Подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации:
- федеральные конституционные законы;
- законы о поправках в Конституцию;
- финансовые законы;
- законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ;
- законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты государственной границы РФ.
Остальные законы, поступившие из Государственной Думы, Совет Федерации может не рассматривать и не обсуждать — это будет означать согласие с принятием закона.
Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования, а в течение 14 дней глава государства подписывает федеральный закон и обнародует его.